Развитие российских подшипников
« Назад
Первые российские подшипники были выпущены в 1916 году на предприятии акционерного общества «Шарикоподшипник СКФ», созданного с участием шведской компании «Свенска Куллагерфабрикен» и лично Э.Л. Нобеля, который предложил организовать производство наиболее прогрессивных на то время подшипников качения. Первая мировая война и последовавшая за ним Октябрьская революция не позволила развить это направление. Выпуск подшипников был приостановлен и возобновлен лишь в 1923 году. Поскольку потребность в такой продукции была многократно выше возможностей этого предприятия, в 1930 году в Москве был построен ГПЗ-1, Государственный Подшипниковый завод №1. В 1932 году начал работу ГПЗ-2, созданной на базе вышеупомянутой российско-шведской концессии. Годом позже он выпустил около 2 миллионов подшипников.
Это предприятие очень быстро стало головным в отрасли, занимаясь не только производством широкого спектра подшипниковой продукции, но и обучением персонала для других заводов. После Великой Отечественной Войны именно здесь обкатывались новые технологии, в частности термическая обработка в защитной атмосфере и мало-деформационный и вакуумный методы закалки. Полученный технический и инновационный опыт применялся при производстве подшипников для предприятий машиностроения, выпускавших продукцию для авиационной и космической отраслей.
1990-е годы негативно отразились на работе предприятий по выпуску подшипников, многие из которых прекратили свое существование. Существенные трудности испытал и ГПЗ-2, возрождение которого началось в 1997 году. Завод был преобразован в акционерное общество. Масштабные инвестиции, пересмотр работы системы сбыта и отношений с зарубежными партнерами позволили провести коренную реконструкцию. Она включала в себя не только модернизацию производства, но и внедрение новых технологий. В результате расширился ассортимент выпускаемой продукции, в состав которого входят шарикоподшипники различных типов и всех классов точности, а также подшипники в специальном исполнении с использованием особых сталей и сплавов. На сегодняшний момент предприятие занимает лидирующие позиции в отрасли, выпуская около половины подшипников российского производства. Более 40% продукции находит применение в Московском регионе, значительная ее часть поставляется в десятки стран мира, включая Европу и Северную Америку.