Условные обозначения подшипников
« Назад
Условное обозначение шарико — и роликоподшипников наносится на торцевую поверхность колец в виде клейма, травлением или электроискровым методом. На внешнюю поверхность наружного кольца обозначение наносится электрохимическим травлением. Обозначение на кольцах не наносится вовсе для некоторых миниатюрных и прецизионных моделей.
Условные обозначения подшипников качения состоят из основных и дополнительных знаков. Его фиксируют в сопроводительной документации к изделиям, а также на заводской упаковке.
Основной знак указывает на базовое исполнение:
- с кольцом и телами качения из специальной стали ШХ15;
- класс точности 0 согласно ГОСТу 520;
- с сепаратором, монтированным для базового конструктивного исполнения по отраслевой документации.
Порядок нанесения знаков основного условного обозначения соответствует тому, как приведено в одной из нижеследующих схем:
Как обозначается внутренний диаметр
Внутренние диаметры подшипников в диапазоне от 1 до 9 мм, которые выражены целым числом, принято обозначать цифрой, равной диаметру. Внутренние диаметры, выраженные дробными числами до 10 мм, обозначаются ближайшим целым числом, тогда как на место второго обозначения ставится цифра «5». При нахождении внутреннего диаметра в промежутке 10-19 мм отличаясь от 10, 12, 15, 17 мм, то ему присваивают значение ближайшего из этих диаметров, при этом на третьем месте базового обозначения указывается цифра «9». Если внутренний диаметр находится в пределах от 20 до 495 мм, независимо от того, выражен ли он дробным или целым числом (не кратным 5), такой подшипник обозначаются целым частным от деления величины диаметра на пять. В этом случае в условное обозначение также добавляется цифра «9».
Дополнительные обозначения
Дополнительные знаки располагают справа и слева от основных. Те, что справа, пишут с прописной буквы, а те, что слева, отделяются от основного обозначения через тире.
Расшифровка основных знаков:
- категория обозначается буквами А или В и сигнализирует о наличии дополнительных требований, прописанных в технических условиях или в конструкторской документации;
- момент трения обозначается цифрами 1, 2, 3… При этом в обозначении радиально-упорных и радиальных однорядных моделей с радиальными зазорами по норм. группе в место обозначения радиального зазора ставится буква «М»;
- радиальный зазоробозначается цифрами 1,2,3…, они указывают на группу радиальных зазоров согласно ГОСТу 24810;
- класс точности. Существуют классы: О, X, 6, 5, 4, 2. Они характеризуют значения предельных отклонений размеров подшипников в порядке увеличения их точности. Буква «У», которая наносится после знака класса точности, указывает на увеличенную точность конических роликоподшипников по монтажной высоте;
- конструкция подшипника. Буква «Н» (несколько специальных видов подшипников).
Целый ряд моделей игольчатых подшипников имеет условное обозначение в форме трех сомножителей. При этом их числовые значения определяют внутренний и наружный диаметр, а также ширину изделия в миллиметрах в порядке перечисления. Буква, которая находится в конце обозначения, указывает на материал, из которого изготовлен сепаратор. Буквы, расположенные перед произведением числовых значений, соответствуют конструктивным разновидностям подшипников.
Выбор класса точности
Соответствие по классам точности радиальных шарико- и роликоподшипников, а также радиально-упорных подшипников согласно международным и государственным стандартам некоторых индустриально развитых стран мира:
Роликовые конические подшипники
Упорные и упорно-радиальные подшипники
Таблица применяемости подшипников
Таблица демонстрирует возможность использования подшипниковой продукции стандартных видов в тех или иных условиях.
Быстроходность
Указанная допустимая частота вращения при наличии пластичной и жидкой смазки не гарантирует абсолютной приемлемости для любой нагрузки.
Завершающий ограничивающий фактор – температура, которая растет по мере увеличения трения и зависит также от наличия теплоотвода. В отдельных случаях приведенная в каталоге предельная частота вращения может быть несколько превышена изменением режима нагружения и смазки.
Значения быстроходности основных типов шарико- и роликоподшипников приведены в сравнительной таблице (см.ниже).
*За единицу принимается предельная частота вращения однорядных шарикоподшипников 00000 одного и того же радиального размера.